Развитие деловой авиации активизирует сегмент ТОиР

01 октября 2018 Авиатранспортное обозрение Татьяна Володина

В середине августа в столице Татарстана прошел региональный Форум деловой авиации, организованный одним из лидеров этого сегмента рынка в РФ — УК "Тулпар Аэро Групп" при участии Объединенной Национальной Ассоциации Деловой Авиации (ОНАДА) и Международного аэропорта Казани. Это масштабное мероприятие проходит уже во второй раз с 2013 года. Форум, сейчас включенный в официальную программу девятой международной выставки "Авиакосмические технологии, современные материалы и оборудование — 2018" (АКТО) в Казани, прошел на базе одного из крупнейших татарстанских провайдеров услуг по ТОиР — "Тулпар Техник" (входит в "Тулпар Аэро Групп").

Деловая авиация является важным направлением работы международного аэропорта Казань. Двухдневное отраслевое мероприятие, проводимое при поддержке Министерства транспорта и дорожного хозяйства и Министерства промышленности и торговли Татарстана, неслучайно организовано в этом городе, получившем право называться третьей столицей РФ. По оценке председателя совета директоров "Тулпар Аэро Групп" Азата Хакима, Казань по уровню присутствия здесь деловых ВС, трафику, активности участников рынка уступает только Москве и Санкт-Петербургу.

"Нам есть что показать и о чем рассказать: два современных международных аэропорта, три авиакомпании деловой авиации, центры по техническому обслуживанию и ремонту самолетов и вертолетов деловой авиации мировых авиапроизводителей, интерьерное производство", — прокомментировал организацию форума в Татарстане Азат Хаким, подчеркнув, что проходящее в этом году мероприятие отличается от предыдущего масштабами, количеством участников (их число выросло почти вдвое) и более обширным освещением возможностей деловой авиации для конечных потребителей услуг.

В рамках форума состоялась конференция, на которой обсудили вопросы развития бизнес-авиации в России, а также было организовано посещение мощностей "Тулпар Интерьер Групп". Форум поддержали и мировые авиапроизводители — на статической экспозиции было представлено 11 воздушных судов деловой авиации: самолеты Bombardier Challenger 350, Global 5000, Gulfstream G650, Pilatus PC-12NG, HondaJet, L-410 и вертолеты AW139, H125, Robinson R44, Ми-8МТВ-1, "Ансат".

ПОЧТИ СОТНЯ ВС И ОЖИВЛЕНИЕ АКТИВНОСТИ

В России зарегистрировано около 40 авиакомпаний с деловыми воздушными судами, а совокупный флот бизнес-авиации в российском реестре насчитывает 94 ВС, рассказал председатель правления ОНАДА Александр Кулешов. При существующей разнотипности в эксплуатации у российских авиакомпаний особо востребованы такие модели, как Gulfstream 450/550/650, Hawker 700/800/900, Dassault Falcon и ВС Bombardier. Наибольшим спросом пользуются джеты от среднего до тяжелого класса.

Число рейсов деловой авиации, по данным ОНАДА, в 2017 г. выросло на 2,5% по отношению к 2016 г. и составило 39427 самолето-вылетов. Количество перевезенных пассажиров при этом увеличилось на 3,3%, до 123,9 тыс. чел. Тем не менее эти показатели не дотягивают до показателей за 2014–2015 гг. Так, в 2017 г. на 17% снизился трафик полетов деловой авиации по сравнению с 2014 г., при этом количество перевезенных пассажиров сократилось на 19% — главным образом за счет спада деловой активности на международных направлениях. Между тем сейчас российские операторы постепенно отвоевывают рынок, что обусловлено и политическими причинами: в 2014 г. доля перевозок бизнес-операторами РФ составила 20,0%, в 2017 г. — уже 35,9%.

В 2018 г., по прогнозам ОНАДА, благодаря чемпионату мира по футболу  и Петербургскому международному экономическому форуму трафик покажет рост. Например, в региональных аэропортах во время мундиаля суточное количество рейсов, обслуживаемых Центром услуг гражданской авиации "РусАэро" (специализируется на обеспечении полетов вне расписания и оказании хендлинговых услуг), выросло в 3–4 раза, до 30–40. Эксперты отмечают тренд некоторого оживления сегмента бизнес-авиации по количеству рейсов, учитывая активность как российских, так и зарубежных операторов на рынке РФ.

В то же время некоторые деловые операторы демонстрируют стабильность несмотря на колебания в отрасли. Например, устойчивый спрос наблюдается у "Тулпар Эйр", которая входит в "Тулпар Аэро Групп" и оперирует пятью бизнес-джетами производства Bombardier — в основном в интересах их владельцев. "Трафик у нас примерно на уровне прошлого года. Если говорить о распределении по месяцам, то в январе–феврале активность спадает, а в остальное время самолеты летают много: средний налет на одно ВС составляет 250 ч ежегодно. У имеющихся у нас Global и Challenger примерно одинаковое соотношение по налету, и расширять парк в ближайшее время не планируется. Для нашего региона пяти самолетов достаточно", — рассказал АТО гендиректор делового оператора Сергей Трифонов.

РЫНОК ТОИР ДЕЛОВЫХ САМОЛЕТОВ

В Казани широко представлены организации по техническому обслуживанию деловых ВС, и одним из наиболее ярких представителей в этом сегменте является группа компаний "Тулпар" с входящими в нее организациями "Тулпар Техник" и "Тулпар Интерьер Групп". В рамках форума деловой авиации своим взглядом на развитие этого рынка поделились заместитель генерального директора управляющей компании "Тулпар Аэро Групп" Тимофей Кравцов и коммерческий директор "Тулпар Техник" Дмитрий Онянов.

По словам Тимофея Кравцова, сегодня российский парк ВС бизнес-назначения, насчитывающий около 500 машин (из них, как сказано выше, около 90 ВС находятся в юрисдикции РФ), сильно уступает флоту машин, задействованных в коммерческих перевозках (около 1100 бортов). Это характеризует и состояние рынка ТОиР в сегменте деловой авиации — он развит значительно слабее, чем в сегменте коммерческой авиации, и не удовлетворяет достаточно высокий спрос на услуги ТОиР от эксплуатантов и владельцев бизнес-самолетов.

Такое положение дел открывает широкие возможности для сферы обслуживания самолетов деловой авиации в РФ. К тому же в России провайдеров услуг по ТОиР немного, а перечень выполняемых ими работ небогат. Сегмент услуг по ТОиР "Тулпар Аэро Групп" оценивает в 650 млн долл. в год, но пока этот довольно емкий рынок малопривлекателен для активного освоения. Основные причины — разнотипность парка (это требует больших вложений в обучение персонала и инструмент, а сделать бизнес на обслуживании небольшого количества ВС невозможно), малый среднегодовой налет (15–30 ч в год), что влияет на конечный объем работ, дефицит ангарных площадей и низкая популярность комплексных программ поддержки pay-by-hour, влекущая повышенную зависимость от колебаний спроса.

Что касается видов работ, то 80% процедур по оперативному ТО покрывают российские компании. Однако если говорить о периодическом ТО и выполнении трудоемких работ, включая модификации и сложные ремонты, то здесь на долю зарубежных провайдеров приходится свыше 90%. "С учетом этого российские компании недополучают около 330 млн долл. в год, хотя потенциал и опыт есть", — подчеркнул Тимофей Кравцов.

Сегодня, по оценке топ-менеджера, флот стабилизировался, а незначительный рост активности, скорее, означает отыгрывание спада прошлых лет. Ключевой точкой развития рынка ТОиР станет общий рост экономики и улучшение инвестиционного климата. Следствием этого станут в том числе такие факторы, как рост спроса на чартерные перевозки, увеличение парка ВС бизнес-назначения и его старение (возрастные ВС требуют больше технического обслуживания), развитие организаций по ТО компонентов и провайдеров с допуском EASA Part 21, позволяющим работать с интерьерами. Немаловажным является также стимулирование спроса со стороны авиапроизводителей и государства.

Но даже без наличия этих факторов провайдеры услуг по ТОиР могут динамично развиваться, что доказывает опыт некоторых российских компаний. Как говорит Тимофей Кравцов, "Тулпар Аэро Групп" удается развивать направление техобслуживания благодаря синергии с авиакомпаниями, входящими в группу: "Работая в кооперации, мы показываем положительный результат. Например, "Тулпар Эйр" — основной заказчик "Тулпар Техник". На сегодня результатом совместного развития является то, что "Тулпар Техник" расширил свою сферу деятельности по ТО воздушных судов бизнес-назначения и, например, выполняет на Chellenger 850 все виды работ без ограничений, на Challenger 300/350 — 1600 ч и 36 мес., Global 5000/6000 — 500 ч и 1 год. Также мы обслуживаем самолеты из парков сторонних заказчиков. Основным направлением является ТО Bobmbardier ("Тулпар Техник" является авторизированным сервисным центром ВС канадского производителя. — Прим. АТО), но прорабатываем и другие типы ВС".

Коммерческий директор "Тулпар Техник" Дмитрий Онянов добавляет, что самый дорогостоящий вид ТОиР бизнес-самолетов — это модификации и доработки, включая необязательные доработки (например, оборудование бортов Интернетом). "Мы оцениваем рынок доработки ВС с российскими корнями в 103 млн долл., но из них только 5–10 млн долл. остается в России, а остальное уходит за рубеж. К сожалению, мы не видим изменения в парадигме развития отечественного рынка ТОиР в ближайшей перспективе. Кроме того, центрам сложно получать госсубсидии, а первоначальные затраты при старте этого низкомаржинального бизнеса делают его нерентабельным в начале освоения", — говорит Дмитрий Онянов.

АЭРОПОРТ КАЗАНИ КАК ЦЕНТР ТОИР

Спрос на услуги по ТОиР будет увеличиваться по мере расширения флота ВС в России. Это прогнозируют и в аэропорту Казани, который располагает отдельным терминалом бизнес-авиации и где представлено сразу несколько провайдеров техобслуживания. Воздушная гавань ожидает роста активности делового трафика в связи с выгодным географическим положением, высоким экономическим потенциалом региона и статусом центра республики, поэтому в 2015 г. руководство авиаузла предложило создать на своей территории авиасервисную зону "Аэропарк", которая будет состоять из комплекса авторизованных центров ТОиР. Идея была поддержана главой республики Рустамом Миннихановым и Минтрансом, и аэропорт уже приступил к реализации намеченных планов.

 

В авиасервисной зоне будут предусмотрены отапливаемые ангары для различных типов ВС, перрон с рулежными дорожками и местами стоянок (с перспективой их увеличения), летно-испытательная станция, необходимое количество производственных и вспомогательных площадей для размещения ремонтных мастерских, участков по хранению материалов и комплектующих и т. п. "Основные задачи авторизованного центра — повышение технической и экономической эффективности процесса обслуживания за счет использования интегрированных производственных процессов, увеличения объемов и снижения себестоимости работ; поэтапное увеличение ресурсов ВС и его компонентов; внедрение новых прогрессивных методов обслуживания; создание системы представительств разработчика и изготовителя с целью оперативного решения технических и правовых вопросов; обучение пилотов", — сообщил в рамках форума деловой авиации в Казани директор по капитальному строительству — главный инженер аэропорта Рамиль Хакимов.

Первая очередь авиасервисной зоны, как ожидается, заработает в 2020 г., рассказал АТО топ-менеджер. Помощь в реализации проекта оказывают в том числе зарубежные партнеры — аэропорт Лейпциг/Галле и воздушная гавань Мюнхена, а также "Тулпар Техник", который станет одним из резидентов авиасервисной зоны. Этот провайдер услуг по ТОиР ранее говорил о сложностях с приобретением земли под расширение, а новый проект позволит компании получить дальнейшее развитие.

Аэропорт Казани предлагает партнерство и другим потенциальным резидентам. "На сегодня имеются как татарстанские представители, которые заинтересованы в размещении там [в авиасервисной зоне] объектов ТОиР, так и региональные. Такие работы на сегодня идут уже года полтора, и по некоторым позициям мы выходим на финальное решение", — пояснил АТО Рамиль Хакимов.